Улично-дорожная сеть Гродненского района составляет чуть более 1 227 км. О ее состоянии, планах развития и благоустройства рассказал «Перспективе» заместитель председателя Гродненского райисполкома Геннадий Гапанович.

– Геннадий Иванович, кто занимается обслуживанием улиц и дорожных артерий?

– Три специализированные организации: КУП «Гроднооблдорстрой» ДРСУ-160, ДЭУ № 51 РУП «Гродноавтодор», КУП «Гроднооблдорстрой» филиал «Гроднодорожник».

– Какие работы уже выполнены и ведутся сейчас?

– С января 2013 года по ноябрь 2014-го на содержание улично-дорожной сети ДРСУ-160 направило более 7 млрд. рублей. Из них большая часть (6886,4 млн. рублей) пошла на обслуживание автодорог. Это устранение ям, подсыпка гравийного покрытия, капитальный ремонт по замене железобетонных труб (дороги Н-6553 подъезд к деревням Нетечи – Кузьмичи и Н-6587 Бараново – Гривки). Сейчас идет реконструкция моста неподалеку от Новодубовой. Кстати, на содержание улиц сельских населенных пунктов было выделено 387,2 млн. рублей.

– А если коснуться филиала «Гроднодорожник»?

– За 10 месяцев нынешнего года предприятие освоило порядка 22 млрд. рублей. Из них чуть более половины потрачено на строительство дорог Гродно – Сопоцкин – граница Литовской Республики (11 км), Ратичи – Гиновичи – П. Богатыри (2,5 км). На капитальный ремонт трасс Гродно – Поречье (2,02 км) и Селивановцы – Беличаны (0,7 км) потребовалось 3,9 млрд. рублей. Благоустройство улиц Молодежной и Школьной в деревнях Котра и Житомля соответственно обошлось в 0,5 млрд. рублей, содержание дорог – в 7,7, улиц – в 0,5.

– Каков вклад ДЭУ № 51 РУП в благоустройство дорог нашего района?

– За 2013 год и январь-октябрь 2014-го проведено залатывание ям, заливка трещин, одиночная поверхностная обработка дорог, обновление разметки. Также установлены автопавильоны (крытые остановки) в агрогородках Озеры и Индура. Введен в эксплуатацию пусковой комплекс капитального ремонта трассы М-6 Минск – Гродно – граница Республика Польша (Брузги км 248-255,6), отремонтированы мост через реку Котра (км 248) и путепровод через железную дорогу (км 251,357). На всё это направлено более 100 млрд. рублей.

– Кто обслуживает улицы в Скиделе, и какие работы выполнены на них?

– Этим занимается ГРУП «Скидельское ЖКХ». Завершен текущий ремонт, заасфальтированы улицы Ленина и М. Василька, на 13 других проведен ямочный ремонт, появились 9 «спящих полицейских». Помимо этого нанесена разметка с установкой дорожных знаков на 14 улицах, на 32 с гравийным покрытием проведена ремонтная профилировка, на 4 – подсыпка гравийно-песчаной смесью (на Ленина – внутриквартальных проездов многоэтажной застройки). Всего за 11 месяцев на содержание улиц выделено
2 247,5 млн. рублей.

– Как обстоят дела с придорожным сервисом?

– Ему уделяется огромное внимание. Так, на 1 января на республиканских дорогах, расположенных в Гродненском районе, действуют 11 АЗС, охраняемая стоянка, мойка, 9 пунктов питания, 11 магазинов. В 2014 году введено после реконструкции 2 заправочных станции и 3 пункта питания в Скиделе. К слову, всего в Гродненском районе работают 19 организаций, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

– Есть ли проблемы по содержанию улиц и дорог?

– К сожалению, есть вопрос по финансированию, из-за недостаточности которого идет ухудшение состояния автомобильных дорог. А это влияет на работу транспорта, рентабельность организаций. Сейчас значительная часть дорог эксплуатируется с просроченными межремонтными сроками. Из-за этого невозможно восстановление ежегодного износа, что ведет к постепенному разрушению дорожных покрытий. Пока финансовые возможности бюджета не позволяют решить эту проблему быстро. Поэтому планируется в рамках текущего ремонта реабилитация верхних слоев покрытий. Усложняет всё это физический и моральный износ автопарка и оборудования специализированных организаций.
Остается открытым вопрос принадлежности улично-дорожной сети агрогородков района и соответственно планирование денежных средств на содержание и ремонт. Законодательство не содержит нормы, четко определяющие, за кем она должна быть закреплена и кто ее должен содержать. Также часть улиц и дорог населенных пунктов не переданы на обслуживание специализированным организациям.

– Каким улицам в Гродненском районе необходимо благоустройство?

– Например, в Скиделе ждут капитальный ремонт Кирова, Железнодорожная, М. Василька, Вокзальная, Пушкина. Их общая протяженность – 6,36 км. Такого же обновления требуют улицы в деревнях Партизанская, Песчанка, Суховляны, Ханевичи, Головачи (ул. Молодежная), агрогородка Обухово и Индуры. Необходимы автопавильоны в деревнях Александрово (в/ч), Комотово, Саволевка, Гущицы (для остановки школьного автобуса). В Гоже нужно строительство ливневой канализации на пересечении улиц Школьной и Молодежной, Школьной и Новой, а также обустройство некоторых гравийных дорог в районе квартала индивидуальной жилой застройки. Все эти вопросы, безусловно, держатся на контроле. Правда, пока решается вопрос о финансировании данных работ.

Кстати, из районного бюджета было выделено 5,7 млрд. рублей на содержание улично-дорожной сети населенных пунктов, в том числе агрогородков. Закончены работы по ямочному ремонту, профилированию, подсыпке, грейдированию, установке искусственных неровностей и дорожных знаков. Возле учреждений образования нанесены пешеходная разметка, надписи «Школа» и «Дети».