Жительница деревни Нетечи Любовь Габриянович на днях отметила вековой юбилей. В свои 100 лет женщина сохранила светлый ум, замечательную память и чувство юмора. А еще желание танцевать: признается, как услышит по радио любимую песню, ноги сами просятся в пляс.

Согрели сердце

Понедельник выдался по-настоящему осенним: ветреным, дождливым, хмурым. А на сердце было тепло и радостно: корреспонденты «Перспективы» присоединились к чествованию столетней юбилярши. Любовь Игнатьевна гостей встречала в добром здравии, приподнятом настроении. 

От имени руководства Гродненского района с вековым юбилеем женщину поздравил председатель Гродненского районного Совета ветеранов Станислав Витович. Он вручил Любови Габриянович Почетные грамоты Гродненского райисполкома и Гродненского районного Совета ветеранов. Станислав Вацлавович пожелал долгих лет жизни, здоровья, благополучия и поблагодарил за многолетний добросовестный труд. 

Свое уважение Любови Игнатьевне выразил и Квасовский сельисполком. Наилучшие пожелания от имени председателя адресовала старший инспектор Людмила Шота. 

Трудовая жизнь именинницы прочно связана с СПК «Свислочь», а потому ей было особенно приятно принимать поздравления от председателя хозяйства Сергея Савчика и его заместителя по идеологической работе Ирины Можейко. Вручая цветы, Сергей Михайлович отметил, что они также прекрасны, как сама именинница. 

– Ваша жизнь – пример трудолюбия, ответственного отношения к делу, любви к родной земле. Спасибо за ваш вклад в развитие хозяйства, – обратился Сергей Михайлович. – Со своей стороны мы и дальше будем поддерживать вас. 

Добрые пожелания, подарки, цветы и внимание согрели сердце именинницы в холодный октябрьский день. Кажется, даже морщинок на ее лице стало меньше, хотя они ее нисколько не портят. 

Душа в душу

Сто лет за плечами Любови Габриянович. Подумать только, целый век! Всего хватило в нем – и радости, и горести. Самым страшным испытанием стала Великая Отечественная война. Она застала ее, молодую девчонку, в родной деревне Машталеры Мостовского района. У родителей было две дочки, Люба – младше своей сестры на пять лет.

– Помню, дзетка, ўсё помню,  – тяжело вздохнула собеседница. – Хата наша ўцалела, толькі асколкамі пабітая была. Калі стралялі, мы хаваліся ў балоце, а хлопчыку малому, які побач ляжаў, адарвала ножку. Аднойчы за хлявом знайшлі раненага салдата, ён ляжаў і плакаў, прасіў, каб яго дабілі. Ой, як гэта страшна. 

Любовь Игнатьевна рассказала, что во время войны была задействована на принудительных работах. Ходила в соседнюю Борисовщину, трудилась в поле. 

Видя, как эти воспоминания разбередили сердце женщины, перевожу разговор на другую тему. Взгляд падает на черно-белое свадебное фото в серванте за стеклом. 

– Хата наша ўцалела, толькі асколкамі пабітая была. Калі стралялі, мы хаваліся ў балоце, а хлопчыку малому, які побач ляжаў, адарвала ножку. Аднойчы за хлявом знайшлі раненага салдата, ён ляжаў і плакаў, прасіў, каб яго дабілі. Ой, як гэта страшна.

– У мяне быў не муж, а золата. Такі добры мой Фёдар быў і рукі меў залатыя. Усё тут у доме ягонымі ручкамі зроблена. Запытайце у свіслацкіх людзей пра яго, толькі добрае пачуеце. Знатны быў каваль, – с гордостью отмечает женщина. 

С будущим мужем Любовь Габриянович познакомилась на «фэсце» в Свислочи, куда пришла с подругами из Машталер. После свадьбы обосновались в Нетечах, построили дом, жили душа в душу. Пятнадцать лет назад ее Федора не стало, но с какой любовью и нежностью она говорит о нем. 

Любовь Игнатьевна свою жизнь посвятила работе в СПК «Свислочь». До самой пенсии трудилась телятницей на ферме «Нетечи». 

– Глядзела цялятак, карміла, паіла, падсцілала, даглядала. А дома сваё хазяйства было – каровы, свіння, куры, – вспоминает женщина. – Во якія рукі страшныя, натружаныя, усе ў жылах. 

Несмотря на тяжелую работу, много вышивала, вязала, ткала. И сегодня рукотворная красота украшает дом. Всегда старалась выглядеть красиво, перешивала старые вещи. 
И теперь, признается, тоже иногда хочется покрасоваться, красивый платок повязать. Под настроение. 

Всё родное

Любовь Игнатьевна передвигается по дому с палочкой, но, что удивительно, на здоровье не жалуется. Да, годы его не прибавляют, но она держится молодцом. Просыпается рано, топит печку. 

– Телевизор смотрю нечасто, вочы баляць, а радыё люблю слухаць. Особенно праграму па заяўкам. Як даўнейшая песня заіграе, падпяваю, ды яшчэ і станцую, – улыбается женщина. 

Вместе с Любовью Габриянович проживает ее деверь Михаил Семенович – брат мужа. Он всю жизнь с ними жил. Тоже уже человек почтенного возраста. 

Дети, внуки, правнуки – главная опора женщины. Сын Виктор уже сам пенсионер, всю жизнь проработал в Гродненском государственном аграрном университете. Дочь Валентина трудится лаборантом в больнице. Они хоть и живут в городе, но окружают мамулюбовью и заботой. Звонят по несколько раз на день, приезжают каждые выходные и делают всё, чтобы ее жизнь была комфортнее. Наготовят еды, наносят дров, воды. На кухонном столе – памятка, где по часам расписано, во сколько и какую таблетку принять, когда измерить давление, позвонить и т. д. 

– Дзеткі звалі ў горад, але я не хачу. Для мяне там турма, – смеется женщина.

Здесь, дома в Нетечах, всё родное, каждый уголок, каждая тропинка. На кухне в окно стучит веткой яблоня, в другом хорошо просматривается улица. Любовь Игнатьевна любит тут посидеть, видит, кто куда идет. Здесь в деревне живет ее подружка Татьяна Савашова, правда, общаются с ней чаще по телефону. Проживают неблизко друг от дружки. А на прогулку во двор Любовь Габриянович выходит каждый день, даже зимой. А по средам и субботам ждет «Перспективу», читает каждый номер.

Не могла не спросить у 100-летней Любови Габриянович, в чем секрет долголетия. Она считает, что это дано ей  свыше. Женщина верит в Бога, а каждый свой день начинает и заканчивает молитвой. 

…Смотрю на собеседницу и любуюсь. Ее скромной улыбкой, неподдельной искренностью, белым платочком в синие цветы. Даже камера нашего фотокорреспондента явно «полюбила» Любовь Игнатьевну: кадры получись замечательные. Надо отдать должное и самой героине, она терпеливо позировала, кажется, ей это даже понравилось. А в какой-то момент она спросила мою коллегу-фотографа, мол, кавалер у тебя есть? Аня смущенно улыбнулась. 

– Дай Бог табе, дзетка, харошага мужа, такога добрага і працавітага, як мой Фёдар! – обратилась к фотокорреспонденту бабушка, будто та ее родная внучка. И на сердце стало еще теплее.

На прощание желаем нашей героине здоровья и оптимизма, а она нам, перекрестив на дорожку, – дожить до ее лет. Мы за порог, а бабушка - к окошку… Пусть еще долго встречает у окна своих родных Любовь Игнатьевна!