Стратегические проекты — это будущее нашей страны
Зачем Беларуси вторая АЭС, в чем секрет успеха «БЕЛДЖИ» и за счет чего можно поднять национальную экономику на новый уровень. На совещании у Президента обсудили совершенствование системы планирования и контроля за реализацией масштабных государственных проектов
За годы независимости в нашей стране реализовано немало крупных и поистине прорывных идей, благодаря которым Беларусь по многим позициям занимает лидирующие места в мире. Мы построили атомную электростанцию и БНБК, вывели на орбиту собственный спутник, модернизировали и развили флагманы нашего машиностроения, разработали продукты инновационной биомедицины. Примечательно, что столь знаковые проекты появились и развиваются с подачи Главы государства. Но чтобы двигаться дальше, надо углублять и совершенствовать имеющиеся технологии, а также создавать принципиально новые производства. А для этого нужна безупречная система планирования и контроля за реализацией масштабных государственных проектов. Какие варианты предложили Президенту и какое решение в итоге приняли?
Исполнение поручений под железным контролем
Актуальность обозначенной темы исходит из самой сути термина «стратегические проекты». Александр Лукашенко объясняет популярно и доходчиво:— Стратегические проекты — это будущее не только любой системы, но любой страны в целом.
Стратегические проекты, если говорить о Беларуси, — это будущее нашей страны. Без будущего не может существовать ни один человек, ни одна система, ни одно государство. Значит, стратегическими проектами надо заниматься.
Как обстоят дела в Беларуси? Не совсем хорошо, дает оценку Президент:
— У нас даже если разумно выработаны проекты стратегического характера, то они не всегда реализуются. Ну а учитывая наш авторитаризм (ну, кто‑то диктатурой называет), так и впредь будет жесткий контроль за реализацией и соблюдением тех поручений, которые даются в том числе Президентом. Они ведь не только выдумка самого Президента, но многие вопросы мы с вами прорабатываем вместе и принимаем решения. В том числе на конкретных местах, где будут реализовываться эти стратегические проекты.

Глядя в кривое зеркало, страну не удержать
Глава государства указал Правительству на пробелы и недоработки в этом плане:— Меня больше всего в последнее время волнует то, что наше Правительство вместо того, чтобы конкретным делом заниматься, начинает врать и дезинформировать Президента. Для того чтобы показать себя в лучшем свете.Такой стиль приводит к вредному искажению реальной картины. Александр Лукашенко не стал приводить примеры публично. Пообещал сделать это в закрытом режиме, подчеркнув, что «вранье у нас не изжито»:
— И удивляться тому, что у нас в Гомельской области падеж скота (приписывают там где‑то), в Витебской области, Могилевской, да и вообще по стране… Что тут удивляться, если это идет от министров наших, от наших губернаторов. Это недопустимо.
Вместе с тем Александр Лукашенко обратил внимание на то, что такой стиль работы — крайний случай:
— Не говорю, что это традиция. Но я боюсь, чтобы это не стало в Беларуси традицией — вранье.
Глядя в кривое зеркало, мы страну не удержим. И новые импульсы ей не придадим, какие бы стратегические у нас планы ни существовали.
Два направления прогресса
Президент указал на два направления, по которым надлежит реализовывать в Беларуси стратегические проекты.Первое — углубление существующих технологических процессов. Александр Лукашенко пояснил:
— То есть у нас есть определенные школы: машиностроение, тракторы, автомобили, БЕЛАЗы, МАЗы, автобусы… То, что уже известно на рынках. Отдельные направления в сельском хозяйстве, переработка и так далее.
По каждому из направлений есть возможность и необходимость углубляться. Технологии понятны, школы существуют, кадры знают, в каком направлении двигаться.

В качестве примера Глава государства привел производство упаковочного материала на Светлогорском ЦКК. Ранее здесь был введен в строй новый завод целлюлозы. Она продавалась на экспорт, а из‑за рубежа мы завозили конечный продукт — упаковочную бумагу и картон. Очевидно, что наладить подобное производство у себя будет гораздо выгодней, поэтому и было принято решение о его строительстве, которое в скором времени уже будет завершено. Президент подчеркнул:
— Вот вам показатель одного из небольших стратегических проектов, который реализован примерно за полтора‑два года. Мы реализовываем этот проект, углубляя то, что сегодня имеем. И это основа нашего дальнейшего развития.
Второе — создание новых производств. Наглядный пример — Белорусская АЭС. Глава государства не исключает дальнейшего развития этого проекта:
— Выбрали две площадки, одну станцию построили. И сегодня у нас потребление атомной энергетики к общему потреблению электроэнергии выше, чем в Соединенных Штатах Америки и даже в России. От общего где‑то четверть мы замещаем за счет мирного атома.
Сегодня я аккуратно подвожу вас к тому, что неплохо было бы и вторую атомную станцию иметь в стране. Это очень‑очень выгодно. Такие проработки на первоначальном этапе идут. Мы определились: или мы добавляем два блока на существующей площадке, или в Могилевской области, где у нас вторая площадка, строим еще два блока. И тогда больше половины электричества мы получим от атомной станции. Чистого, очень выгодного продукта. Ну и наши дети уже могут жить спокойно.
— И мы начали эту проработку. Смотрите, сегодня уже очереди за «Джили». И красивые автомобили, и качественные. Правда, я сейчас Пархомчика (П. Пархомчик, заместитель Премьер‑министра. — Прим. ред.) душу на всю катушку со Снопковым (Н. Снопков, первый заместитель Премьер‑министра. — Прим. ред.), чтобы они и дальше развивались. Мы сегодня уже замахнулись не на 30 — 40 тысяч автомобилей в год, а на 120 тысяч… Начали новую марку автомобилей производить. Вот видите, как жизнь повернулась. Автомобили востребованы. И «Джили» занимают первое место по продажам в Беларуси. В России молятся, просят: продайте. Очереди появились. Когда такое было? Это говорит о том, что надо этим заниматься. И надо видеть перспективу.

Александр Лукашенко подчеркивает:
— Вот стратегические проекты, которые поднимут страну на две‑три ступени выше, чем сейчас. Это новое. И в этом направлении надо двигаться, если мы, хвастаясь, что мы такие умные и продвинутые, хотим это доказать на практике. Это очень выгодно и это нужно.

Надо просчитывать стратегию
Разумеется, в реализации таких проектов важно все: от идеи до воплощения ее в жизнь и гарантированного получения экономического эффекта. Все должно быть детально проработано, акцентирует внимание Александр Лукашенко:— Шоковая перенастройка в мировых политических, экономических, финансовых отношениях побуждает каждую страну думать не только о защитных и компенсирующих мерах. Надо просчитывать стратегические перспективы развития национальной экономики (а значит, и государства). То есть смотреть в будущее.
Президент обратил внимание на то, что все крупные проекты так или иначе замыкаются на нем, стройной системы их реализации нет. Да, построены АЭС, БНБК, в Беларуси выпускается крупнейшая на планете карьерная техника, есть космические программы.
— Однако и за них взялись только с подачи Президента, — замечает Александр Лукашенко. — Как видим, пробелы есть. Прежде всего в планировании стратегических проектов, объектов высоких (5‑го и 6‑го) технологических укладов.

Что предложило Президенту Правительство
Еще весной Глава государства поручил Правительству, Национальной академии наук и своему помощнику Александру Косинцу проработать тему создания в стране так называемого «мозгового ядра», способного оценивать и курировать масштабные проекты.Александр Лукашенко отметил, что сами проекты определены, и даже продемонстрировал журналистам увесистый комплект документов (на снимке) с предложениями по этому поводу. Но все ли идеи реализуемы и окупаемы? Глава государства подчеркивает:
— Нужен такой центр, который при Президенте, от имени Президента, рядом с Президентом будет видеть, что происходит, и заставлять всех вас реализовывать эти проекты.

Правительство представило Александру Лукашенко вариант с двумя основными структурами: центром, который нарабатывает идеи и просчитывает их экономический эффект, и Советом, где принимаются решения о жизнеспособности и актуальности таких идей. Президент в связи с этим поинтересовался, как в эту цепочку встроены те, кто непосредственно будет воплощать производственный объект в жизнь:
— Профильные министры, директора, главные инженеры, в конце концов. Это же они будут все реализовывать. Как проекты будут обеспечиваться кадрами и ресурсами? Кто в предлагаемой схеме будет брать на себя риски, гарантировать экономическую состоятельность, успешность работы новых предприятий? Совет? Центр? Министр? Директор?
Чтобы услышать все точки зрения, Глава государства намеренно обостряет дискуссию: а может, и не нужна новая структура? Что мешает реализовывать лучшие задумки в уже имеющемся составе?
— Никаких новых структур и дополнительных кадров быть не должно. У нас хватает этих центров и «возле центров», которые надо организовать в единый кулак и которые могли бы двигаться в нужном направлении.

Поэтому и речи быть не может о том, что будет новое какое‑то «правительство» или новое «министерство». Из этого надо исходить, — подчеркнул Александр Лукашенко.
Отдельное внимание Президент обратил на роль губернаторов в реализации стратегических проектов:
— Вы люди не посторонние. Запомните: провал государственного проекта на вашей территории — это ваш провал. Это также зона вашей ответственности, вы там видите лучше, чем кто‑то. Да и часть налогов от реализации того или иного проекта вы будете получать.Экзамен для ученых
На совещании Александр Лукашенко поручил серьезно проанализировать работу Национальной академии наук. За 30 лет в Беларуси сформирована целая сеть исследовательских институтов. Но к этому направлению у Главы государства есть вопросы. Все ли такие структуры оправдывают свое существование? Некоторые только числятся, а не выдают результаты. Александр Лукашенко подчеркнул, что зимой НАН надлежит подвергнуть серьезнейшему анализу:
— Дай бог, чтобы было так, как нам руководитель Академии наук докладывает: они сегодня делают все — от беспилотников до изделий из сухого молока, которые продают в Китай. Делают все. Посмотрим, так ли это. Я имею в виду электромобили и так далее. Исследуют, анализируют, составляют прогнозы научно‑технического прогресса на десятилетия вперед, публикуют статьи в специализированных журналах. Все это надо.
Но надо признать, что реальный сектор экономики массово использовать труды ученых почему‑то не стремится. До производства доходят не все новые разработки.Да и по‑настоящему крупных, прорывных проектов за это время создано не так много.
При Президенте появится Совет по стратегическим инвестпроектам
Заместитель Главы Администрации Президента Максим Ермолович на совещании напомнил, что центром масштабных проектов в СССР был Государственный плановый комитет Совета Министров (Госплан), который контролировал выполнение народно‑хозяйственных планов, координировал и финансировал технико‑экономические исследования научных и проектных организаций всей страны, внедрял проекты особо крупных предприятий и союзных строек.
— Объективно сегодня в Беларуси нет единого центра, определяющего масштабные инвестпроекты и капитальные вложения. Процесс разработки децентрализован и осуществляется по предложениям республиканских органов госуправления, облисполкомов либо инвесторов. Наиболее значимые в истории суверенной Беларуси проекты — БелАЭС, БНБК, «БЕЛДЖИ», масштабная модернизация деревообрабатывающей отрасли — были инициированы непосредственно Главой государства, — отметил Максим Ермолович.
Однако даже при таких вводных реализация проектов шла в условиях недостаточного межведомственного взаимодействия, исполнители сталкивались с необходимостью повторного обсуждения, согласования и обоснования инвестиций.
На совещании обсудили необходимость создания и особенности функционирования центра и Совета по стратегическим инвестпроектам. По словам Максима Ермоловича, прозвучало много предложений, как необходимо организовать эту работу:
— В конечном итоге базовым признано следующее предложение: создание Совета по масштабным, по стратегическим инвестпроектам при Президенте Беларуси. Это будет мощный интеллектуальный институт, встроенный в систему государственного управления, который будет анализировать и предлагать Президенту такие стратегические проекты.
Что касается организации центра по стратегическим проектам, то во время обсуждения была отмечена необходимость придания дополнительного импульса Министерству экономики. В ведомстве необходимо организовать работу таким образом, чтобы проекты, которые разрабатывают ученые, предлагают предприятия и инвесторы, проходили соответствующую научно‑техническую экспертизу и впоследствии Министерство экономики готовило обоснование к таким технологическим проектам, смотрело на их окупаемость и экономический эффект.