Стратегические проекты — это будущее нашей страны

Зачем Беларуси вторая АЭС, в чем секрет успеха «БЕЛДЖИ» и за счет чего можно поднять национальную экономику на новый уровень. На совещании у ­­Президента обсудили совершенствование системы планирования и контроля за реализацией масштабных государственных проектов

За годы независимости в нашей стране реализовано немало крупных и поистине прорывных идей, благодаря которым Беларусь по многим позициям занимает лидирующие места в мире. Мы построили атомную электростанцию и БНБК, вывели на орбиту собственный спутник, модернизировали и развили флагманы нашего машиностроения, разработали продукты инновационной биомедицины. Примечательно, что столь знаковые проекты появились и развиваются с подачи Главы государства. Но чтобы двигаться дальше, надо углублять и совершенствовать имеющиеся технологии, а также создавать принципиально новые производства. А для этого нужна безупречная система планирования и контроля за реализацией масштабных государственных проектов. Какие варианты предложили ­Президенту и какое решение в итоге приняли?

Исполнение поручений под железным контролем

Актуальность обозначенной темы исходит из самой сути термина «стратегические проекты». Александр ­Лукашенко объясняет популярно и доходчиво:

— Стратегические проекты — это будущее не только любой системы, но любой страны в целом.  
Стратегические проекты, если говорить о Беларуси, — это будущее нашей страны. Без будущего не может существовать ни один человек, ни одна система, ни одно государство. Значит, стратегическими проектами надо заниматься.

 Как обстоят дела в Беларуси? Не совсем хорошо, дает оценку ­Президент:

— У нас даже если разумно выработаны проекты стратегического характера, то они не всегда реализуются. Ну а учитывая наш авторитаризм (ну, кто‑то диктатурой называет), так и впредь будет жесткий контроль за реализацией и соблюдением тех поручений, которые даются в том числе ­Президентом. Они ведь не только выдумка самого ­Президента, но многие вопросы мы с вами прорабатываем вместе и принимаем решения. В том числе на конкретных местах, где будут реализовываться эти стратегические проекты.

Глядя в кривое зеркало, страну не удержать

Глава государства указал Правительству на пробелы и недоработки в этом плане:
— Меня больше всего в последнее время волнует то, что наше Правительство вместо того, чтобы конкретным делом заниматься, начинает врать и дезинформировать ­Президента. Для того чтобы показать себя в лучшем свете.
Такой стиль приводит к вредному искажению реальной картины. Александр ­Лукашенко не стал приводить примеры публично. Пообещал сделать это в закрытом режиме, подчеркнув, что «вранье у нас не изжито»:

— И удивляться тому, что у нас в Гомельской области падеж скота (приписывают там где‑то), в Витебской области, Могилевской, да и вообще по стране… Что тут удивляться, если это идет от министров наших, от наших губернаторов. Это недопустимо.

Вместе с тем Александр ­Лукашенко обратил внимание на то, что такой стиль работы — крайний случай:

— Не говорю, что это традиция. Но я боюсь, чтобы это не стало в Беларуси традицией — вранье.  
Глядя в кривое зеркало, мы страну не удержим. И новые импульсы ей не придадим, какие бы стратегические у нас планы ни существовали.

Два направления прогресса

­Президент указал на два направления, по которым надлежит реализовывать в Беларуси стратегические проекты.

Первое — углубление существующих технологических процессов. Александр ­Лукашенко пояснил:

— То есть у нас есть определенные школы: машиностроение, тракторы, автомобили, БЕЛАЗы, МАЗы, автобусы… То, что уже известно на рынках. Отдельные направления в сельском хозяйстве, переработка и так далее.  
По каждому из направлений есть возможность и необходимость углубляться. Технологии понятны, школы существуют, кадры знают, в каком направлении двигаться.

В качестве примера Глава государства привел производство упаковочного материала на Светлогорском ЦКК. Ранее здесь был введен в строй новый завод целлюлозы. Она продавалась на экспорт, а из‑за рубежа мы завозили конечный продукт — упаковочную бумагу и картон. Очевидно, что наладить подобное производство у себя будет гораздо выгодней, поэтому и было принято решение о его строительстве, которое в скором времени уже будет завершено. Президент подчеркнул:

— Вот вам показатель одного из небольших стратегических проектов, который реализован примерно за полтора‑два года. Мы реализовываем этот проект, углубляя то, что сегодня имеем. И это основа нашего дальнейшего развития.
 

Второе — создание новых производств. Наглядный пример — Белорусская АЭС. Глава государства не исключает дальнейшего развития этого проекта:

— Выбрали две площадки, одну станцию построили. И сегодня у нас потребление атомной энергетики к общему потреблению электроэнергии выше, чем в Соединенных Штатах Америки и даже в России. От общего где‑то четверть мы замещаем за счет мирного атома.  
Сегодня я аккуратно подвожу вас к тому, что неплохо было бы и вторую атомную станцию иметь в стране. Это очень‑очень выгодно. Такие проработки на первоначальном этапе идут. Мы определились: или мы добавляем два блока на существующей площадке, или в Могилевской области, где у нас вторая площадка, строим еще два блока. И тогда больше половины электричества мы получим от атомной станции. Чистого, очень выгодного продукта. Ну и наши дети уже могут жить спокойно.
 
Еще один яркий пример создания новых производств — Белорусская национальная биотехнологическая корпорация. К масштабным проектам относится и производство легковых автомобилей. Кажется, еще совсем недавно ­Президент рассказывал нам, журналистам, о своей мечте иметь в Беларуси производство собственных легковых автомобилей:

— И мы начали эту проработку. Смотрите, сегодня уже очереди за «Джили». И красивые автомобили, и качественные. Правда, я сейчас Пархомчика (П. Пархомчик, заместитель Премьер‑министра. — Прим. ред.) душу на всю катушку со Снопковым (Н. Снопков, первый заместитель Премьер‑министра. — Прим. ред.), чтобы они и дальше развивались. Мы сегодня уже замахнулись не на 30 — 40 тысяч автомобилей в год, а на 120 тысяч… Начали новую марку автомобилей производить. Вот видите, как жизнь повернулась. Автомобили востребованы. И «Джили» занимают первое место по продажам в Беларуси. В России молятся, просят: продайте. Очереди появились. Когда такое было? Это говорит о том, что надо этим заниматься. И надо видеть перспективу.


Александр ­Лукашенко подчеркивает:
— Вот стратегические проекты, которые поднимут страну на две‑три ступени выше, чем сейчас. Это новое. И в этом направлении надо двигаться, если мы, хвастаясь, что мы такие умные и продвинутые, хотим это доказать на практике. Это очень выгодно и это нужно.

Надо просчитывать стратегию

Разумеется, в реализации таких проектов важно все: от идеи до воплощения ее в жизнь и гарантированного получения экономического эффекта. Все должно быть детально проработано, акцентирует внимание Александр ­Лукашенко:
— Шоковая перенастройка в мировых политических, экономических, финансовых отношениях побуждает каждую страну думать не только о защитных и компенсирующих мерах. Надо просчитывать стратегические перспективы развития национальной экономики (а значит, и государства). То есть смотреть в будущее.

Президент обратил внимание на то, что все крупные проекты так или иначе замыкаются на нем, стройной системы их реализации нет. Да, построены АЭС, БНБК, в Беларуси выпускается крупнейшая на планете карьерная техника, есть космические программы.

— Однако и за них взялись только с подачи ­Президента, — замечает Александр ­Лукашенко. — Как видим, пробелы есть. Прежде всего в планировании стратегических проектов, объектов высоких (5‑го и 6‑го) технологических укладов.

Что предложило ­Президенту Правительство

Еще весной Глава государства поручил Правительству, Национальной академии наук и своему помощнику Александру Косинцу проработать тему создания в стране так называемого «мозгового ядра», способного оценивать и курировать масштабные проекты.

Александр ­Лукашенко отметил, что сами проекты определены, и даже продемонстрировал журналистам увесистый комплект документов (на снимке) с предложениями по этому поводу. Но все ли идеи реализуемы и окупаемы? Глава государства подчеркивает:
— Нужен такой центр, который при ­Президенте, от имени ­Президента, рядом с ­Президентом будет видеть, что происходит, и заставлять всех вас реализовывать эти проекты.

Правительство представило Александру ­Лукашенко вариант с двумя основными структурами: центром, который нарабатывает идеи и просчитывает их экономический эффект, и Советом, где принимаются решения о жизнеспособности и актуальности таких идей. ­Президент в связи с этим поинтересовался, как в эту цепочку встроены те, кто непосредственно будет воплощать производственный объект в жизнь:

— Профильные министры, директора, главные инженеры, в конце концов. Это же они будут все реализовывать. Как проекты будут обеспечиваться кадрами и ресурсами? Кто в предлагаемой схеме будет брать на себя риски, гарантировать экономическую состоятельность, успешность работы новых предприятий? Совет? Центр? Министр? Директор?

Чтобы услышать все точки зрения, Глава государства намеренно обостряет дискуссию: а может, и не нужна новая структура? Что мешает реализовывать лучшие задумки в уже имеющемся составе?
— Никаких новых структур и дополнительных кадров быть не должно. У нас хватает этих центров и «возле центров», которые надо организовать в единый кулак и которые могли бы двигаться в нужном направлении.

Поэтому и речи быть не может о том, что будет новое какое‑то «правительство» или новое «министерство». Из этого надо исходить, — подчеркнул Александр ­Лукашенко.

Отдельное внимание ­Президент обратил на роль губернаторов в реализации стратегических проектов:
— Вы люди не посторонние. Запомните: провал государственного проекта на вашей территории — это ваш провал. Это также зона вашей ответственности, вы там видите лучше, чем кто‑то. Да и часть налогов от реализации того или иного проекта вы будете получать.
Экзамен для ученых

На совещании Александр ­Лукашенко поручил серьезно проанализировать работу Национальной академии наук. За 30 лет в Беларуси сформирована целая сеть исследовательских институтов. Но к этому направлению у Главы государства есть вопросы. Все ли такие структуры оправдывают свое существование? Некоторые только числятся, а не выдают результаты. Александр ­Лукашенко подчеркнул, что зимой НАН надлежит подвергнуть серьезнейшему анализу:

— Дай бог, чтобы было так, как нам руководитель Академии наук докладывает: они сегодня делают все — от беспилотников до изделий из сухого молока, которые продают в Китай. Делают все. Посмотрим, так ли это. Я имею в виду электромобили и так далее. Исследуют, анализируют, составляют прогнозы научно‑технического прогресса на десятилетия вперед, публикуют статьи в специализированных журналах. Все это надо.  
Но надо признать, что реальный сектор экономики массово использовать труды ученых почему‑то не стремится. До производства доходят не все новые разработки.
Да и по‑настоящему крупных, прорывных проектов за это время создано не так много.
 

При ­Президенте появится Совет по стратегическим инвестпроектам

Заместитель Главы Администрации ­Президента Максим Ермолович на совещании напомнил, что центром масштабных проектов в СССР был Государственный плановый комитет Совета Министров (Госплан), который контролировал выполнение народно‑хозяйственных планов, координировал и финансировал технико‑экономические исследования научных и проектных организаций всей страны, внедрял проекты особо крупных предприятий и союзных строек.


— Объективно сегодня в Беларуси нет единого центра, определяющего масштабные инвестпроекты и капитальные вложения. Процесс разработки децентрализован и осуществляется по предложениям республиканских органов госуправления, облисполкомов либо инвесторов. Наиболее значимые в истории суверенной Беларуси проекты — БелАЭС, БНБК, «БЕЛДЖИ», масштабная модернизация деревообрабатывающей отрасли — были инициированы непосредственно Главой государства, — отметил Максим Ермолович.

Однако даже при таких вводных реализация проектов шла в условиях недостаточного межведомственного взаимодействия, исполнители сталкивались с необходимостью повторного обсуждения, согласования и обоснования инвестиций.

На совещании обсудили необходимость создания и особенности функционирования центра и Совета по стратегическим инвестпроектам. По словам Максима Ермоловича, прозвучало много предложений, как необходимо организовать эту работу:

— В конечном итоге базовым признано следующее предложение: создание Совета по масштабным, по стратегическим инвестпроектам при ­Президенте Беларуси. Это будет мощный интеллектуальный институт, встроенный в систему государственного управления, который будет анализировать и предлагать ­Президенту такие стратегические проекты.

Что касается организации центра по стратегическим проектам, то во время обсуждения была отмечена необходимость придания дополнительного импульса Министерству экономики. В ведомстве необходимо организовать работу таким образом, чтобы проекты, которые разрабатывают ученые, предлагают предприятия и инвесторы, проходили соответствующую научно‑техническую экспертизу и впоследствии Министерство экономики готовило обоснование к таким технологическим проектам, смотрело на их окупаемость и экономический эффект.

— Совет будет в том числе сопровождать реализацию этих проектов с привлечением всех государственных органов, в которых есть компетенции, — добавил заместитель Главы Администрации ­Президента.