В комплексе «Гарадзенскi маёнтак «Коробчицы» прошла конференция, на которой подвели итоги и обсудили результаты проекта «Доступность регионов, представляющих туристические и хозяйственные ценности – улучшение качества польско-белорусских приграничных дорог» в рамках программы трансграничного сотрудничества «Польша – Беларусь – Украина 2007-2013 гг.».
На мероприятии присутствовали те, кто имели непосредственное отношение к реализации проекта: консулы с белорусской и польской стороны, руководитель представительства Совместного технического секретариата программы трансграничного сотрудничества «Польша – Беларусь – Украина 2007-2013 гг.» в Бресте Максим Алданов, сотрудники Гродненской пограничной группы, наши партнеры из Моньского повета, работники райисполкома во главе с председателем Яном Василевским, руководители предприятия «Гроднооблдорстрой», представители органов местного самоуправления…
Осуществить задуманное удалось благодаря исключительному взаимопониманию и эффективному сотрудничеству, без чего многие пункты плана наверняка остались бы на бумаге. А так на сегодняшний день мы имеем 44 километра реконструированных приграничных дорог, из которых 33 км проходят по территории Польши (участок т.н. Царского тракта) и 11 км – по нашей (участок трассы Гродно – Сопоцкин – граница Литвы).
Вообще же, всё, что начинается за шлагбаумом – как парадный подъезд в хорошем доме. И ухабы с выбоинами на автодорогах, берущих начало от пунктов пропуска, могут вызывать у приезжающих в лучшем случае ироническую усмешку, а то и вовсе испортить первое впечатление от страны. Да и для местных жителей ежедневная тряска по развитому асфальту тоже не слишком большое удовольствие.
Поэтому транспортная инфраструктура – дело важное. Большую финансовую поддержку в рамках программы оказал Евросоюз. Общая сумма средств, вложенных в реконструкцию, превысила 4,25 миллиона евро. Затратно? Безусловно, недешево… И 11 километров – вроде как совсем немного в масштабах всего района.
– Но данные обстоятельства никаким образом не умаляют значимости выполненных работ, – заверил заместитель председателя райисполкома Станислав Живолевский, выступая перед участниками конференции. – Ведь та часть нашего района, где был реализован совместный проект, является очень привлекательным местом для туристов.
Правда ведь: Августовский канал, памятник архитектуры конца XVIII века – дворцово-парковый ансамбль Святск, ландшафтный заказник «Гродненская пуща», форты Гродненской крепости… – здесь просто кладезь достопримечательностей. И было бы вдвойне обидно, если наше богатое историческое, культурное и природное наследие мы не сумели бы должным образом преподнести, создать для туристов, путешествующих на машинах, удобство и комфорт.
– Проект продвигался не всегда идеально и гладко, – заметил Ян Василевский. – Зато теперь приятно и ездить, и смотреть…
Да, теперь можно смело сказать, что цель достигнута – расширено взаимовыгодное сотрудничество с партнерами, увеличена доступность туристических зон на приграничных территориях, обеспечены необходимые пропускная способность и безопасность движения, и, как следствие, – сделан немалый вклад в развитие экономики района.
– Данный проект по программе «Польша – Беларусь – Украина...» для нас уже второй. Выбор участка трассы Гродно – Сопоцкин – граница Литвы был сделан не только потому, что эта дорога является важным объектом для развития туризма, – поделился мнением заместитель гендиректора «Гроднооблдорстроя» Владимир Цылько. – Она в целом имеет большое значение для региона, связывая областной центр с населенными пунктами Сопоцкин, Ратичи, Подлабенье, между которыми расположены сельхозпредприятия…
Но, невзирая на то, что шоссе востребованное и бойкое, капитальные работы на нем проводились, по словам Владимира Цылько, более тридцати лет назад. Службы поддерживали необходимое техническое состояние полотна, однако наступил момент, когда дорога начала требовать к себе более пристального внимания.
Староста Моньского повета Анджей Данишевский рассказал о работах, которые проводились на польской стороне. Органы их местного управления заинтересованы в сотрудничестве и развитии туристической отрасли так же, как и мы. Да и показать есть что: повет славится уникальной природой, чистым воздухом, богатыми народными традициями, историческими и культурными памятниками.
Кстати, совсем рядом с отремонтированным участком дороги находится крепость Осовец, гарнизон которой стойко держал оборону во время Первой мировой. Место, овеянное легендами… Для тех, кто неравнодушен к нашей общей истории, это уже замечательный повод, чтобы съездит и посмотреть.
В ТЕМУ
Владимир Цылько, заместитель генерального директора КУП «Гроднооблдорстрой»:
– Данный проект в рамках программы Польша – Беларусь –Украина для нас уже второй. Первым была реконструкция автодороги Ратичи – Гиновичи – Богатыри Польные.
Почему выбор сделан на дорогу Н-6054 Гродно - Сопоцкин - гр. Литовской Республики?
Эта дорога имеет важнейшее значение для народного хозяйства региона. По ней осуществляется транспортное сообщение между областным центром и населенными пунктами Сопоцкин, Ратичи, Подлабенье и другими.
Но, несмотря на то, что дорога имеет важное значение, капитальные работы на ней более 30 лет не велись. Производились работы по текущему ремонту и содержанию. То есть поддерживалось ее техническое состояние. Этого было достаточно до определенного момента.
Но после проведения реконструкции Августовского канала, последовавшим за этим развитием туризма нагрузка на дорогу значительно возросла. И дорога, построенная по параметрам 4-й технической категории, перестала удовлетворять потребностям пользователей. В первую очередь в плане безопасности движения и по своим прочностным показателям из-за увеличения нагрузок.
Фото Ярослава Ванюкевича.