Недавно довелось побывать в некоторых деревнях Поречского сельсовета. Их облик неоднороден. Наряду с благоустроенными коттеджами есть и настоящие развалюхи с дырявыми крышами, покосившимися стенами и бурьяном в рост человека. О том, что ждет такие избушки в перспективе, рассказал председатель Поречского сельисполкома Андрей МАЦКЕВИЧ.
Уходят с молотка
– Андрей Станиславович, много ли сегодня желающих поселиться в деревне?
– Места у нас живописные: леса, озера… Люди с удовольствием покупают земельные участки и селятся здесь.
– Какие земли под строительство вы предлагаете людям?
– В первую очередь ищем места с удобной инфраструктурой. Учитывается также и генплан развития населенных пунктов. Далее идет разработка участков. У нас сформирован список тех, которые могут выделяться нуждающимся, состоящим в очереди. В том числе многодетным семьям, которые хотят строить собственный дом. Они могут обратиться в сельсовет с заявлением. Есть участки, которые идут через аукцион. Например, 29 октября пройдет аукцион по продаже участков в частную собственность под строительство домов в деревне Старая Руда. Уже есть желающие участвовать в нем.
– Можно ли приобрести ветхий дом?
– В сентябре у нас как раз состоялся аукцион по продаже ветхих домов в деревне Узбережь. Дом, который несколько лет назад был признан ветхим по решению суда, был передан нам на баланс, и мы его продали. Думаю, в этом году успеем продать еще один дом в этой деревне. Сейчас занимаемся изготовлением документов.
Дорогой угол
– Как формируется цена на такие дома?
– Согласно закону, вызываем специалистов Гродненского агентства по госрегистрации и земельному кадастру. Они приезжают, делают оценку. Именно она и является стартовой ценой на аукционе. Мы имеем право продавать такие ветхие дома с участками двумя способами. Путем прямой продажи, когда есть один заявитель, либо через аукцион – при двух и более претендентах. В первом случае стартовая цена – она же и конечная, плюс 5%. При аукционе торг начинается со стартовой цены, затем каждый шаг – это плюс 10%. И финиш может быть самый непредсказуемый. Цена иногда вырастает в два и более раза от начальной оценки. Например, у нас готовится участок под новое строительство на аукцион со стартовой ценой пять тысяч рублей.
– Может, назовете максимальную продажную цену участка либо ветхого дома?
– Мне сложно это оценить, так как работаю в должности председателя сельисполкома около года. Но могу сказать, что даже за этот период суммы были самые разные. Например, в деревне Запурье в 2019 году продавали участок за десять тысяч долларов, а стартовали с пяти тысяч рублей. До этого в Новой Руде была вообще рекордная сумма даже по меркам республики – несколько десятков тысяч долларов за участок. По всей видимости, из-за близко расположенного водоема. Вообще сейчас многих привлекает именно природа. Это становится преобладающим фактором выбора места жительства.
– Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с продажей участков и ветхих домов? Можно ли говорить о возросшем спросе на них?
– Да, действительно, сейчас немало желающих приобрести домик в деревне. У нас каждая деревня по-своему интересна и привлекательна. Например, деревни Узбережь и Запурье славятся лесами и грибными местами, Салатье – озерами, Старая и Новая Руда – хорошим транспортным сообщением. Поэтому можно сказать, что спрос растет и именно среди белорусов. Например, был период, когда дома выкупали россияне. Во многих наших деревнях есть такие примеры. Сейчас приезжих значительно меньше. Зато немало белорусских граждан ищут возможность обустроить себе жилье за городом.
Двойная защита
– Как вы оцениваете нормативную базу в работе с ветхими домами? В частности, последнее постановление правительства от 23 сентября 2021 года № 547, которое корректирует правовые акты по регулированию вопросов отчуждения жилых домов в сельской местности и работу с пустующими домами? Насколько местным органам власти проще решать эти вопросы?
– В целом, конечно, нормативная база в этом смысле постоянно совершенствуется. Здесь предусматривается защита двух сторон – и тех, кто владел, и тех, кто купил. Но есть и довольно сложные нюансы. Особенно для нашей приграничной территории. Приходится разыскивать собственников домов даже за границей. Одно дело, когда владелец долго не приезжал и вопрос можно считать решенным, и другое, когда он приезжает на несколько дней и дом дальше пустует. Понятно, что он не поддерживается в нужном состоянии, но и изъять его сложно. Особенно у нас, когда некоторые из владельцев, а это в основном наследники, живут в Литве или Польше. Сейчас они не могут сюда приехать по объективным причинам. Правда, есть и такие, которые готовы передать эти дома, отказаться от них. Тогда он либо передается в собственность сельского Совета, либо мы сами изымаем его через суд.
– Вроде, к концу года местные органы власти должны подготовить реестры пустующих и ветхих домов…
– Реестры пустующих домов постоянно обновляются. Совместно с комиссией райисполкома мы совершаем объезд населенных пунктов, хуторов, чтобы установить такие объекты. По ним ведется работа, в которой окончательную точку ставит суд. Затем мы запускаем процедуру продажи.
– И много у вас в сельсовете таких домов?
– Пока немного. Как я уже сказал, один такой дом готовится к продаже в деревне Узбережь. К концу года реестры будут обновляться, потому что есть ряд домов, которые мы уже заметили и занимаемся поисками владельцев. Думаю, в будущем году эту работу активизируем. Надо давать вторую жизнь ветхим и пустующим домам.
Требуется хозяин
– На днях прошла по улице Заречной агрогородка. Поразило, насколько там развернуто строительство новых домов коттеджного типа. Вместе с тем немало и заброшенных, аварийных. Бурьян растет в рост человека. Что их в дальнейшем ждет?
– Все эти строения к концу года будут внесены в реестр, их подготовят к продаже. Как правило, такие дома новыми владельцами сносятся.
– Можно ли сказать, что сейчас ветхих и пустующих домов становится меньше?
– Такая тенденция в нашем сельсовете прослеживается. В основном они встречаются на хуторах. Вообще, благоустройству и наведению порядка придаем большое значение. По решению райисполкома, которое скорректировано в прошлом году, жители обязаны следить за порядком не только на своем участке, но и вокруг него. Владелец дома должен обкашивать траву по периметру, до дороги и вдоль своего участка. Если кто-то привез, например, песок для строительства, то должен его немедленно убрать. Это все отслеживается, разъясняется, дается предписание.
– Какие есть перспективы в работе с ветхими, пустующими домами?
– Просто все, что законодательством предусмотрено, важно применить на деле. Конечно, более правильно, как закон и трактует, изымать такие дома у тех, кто не хочет этим заниматься, и передавать тем, кто может и хочет привести в порядок этот участок и построить там добротное жилье.