С 2010 года в школах Гродненского района наметилась тенденция к уменьшению количества абсолютно здоровых детей. Если в школу мальчишки и девчонки приходят относительно здоровыми, то многие оканчивают учебное заведение с функциональными нарушениями в организме. Как сохранить здоровье и минимизировать «вред» учебного процесса? Обсудить этот вопрос «Перспектива» пригласила специалистов детской поликлиники № 1 г. Гродно – офтальмолога Юлию Овчинникову, хирурга Евгения Салкевича, гастроэнтеролога Ирину Богомаз, а также врача-гигиениста отделения гигиены детей и подростков Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии Наталью Вербицкую.
Юлия Овчинникова | Евгений Салкевич | Ирина Богомаз | Наталья Вербицкая |
– Результаты ежегодных медицинских осмотров школьников говорят о том, что состояние здоровья детей и подростков ухудшается. С увеличением «школьного стажа» возрастает количество детей, относящихся к третьей группе здоровья, и уменьшается число абсолютно здоровых. Например, в прошлом году к третьей группе здоровья отнесли 8,2% первоклассников. У девятиклассников эта цифра составила 15,6%. Почему во время учебы ухудшается здоровье?
Н.В.: Развитие ребенка – это непрерывное изменение всего организма. Формирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательных систем, желудочно-кишечного тракта, органов зрения продолжается и в шесть-семь лет. Влияют на этот процесс различные факторы, как школьные, так и общие. Кроме того, сказываются периоды интенсивного роста ребенка, два из которых приходятся как раз на время учебы в школе. Первый, в шесть-семь лет, совпадает с поступлением ребенка в школу. Второй, к двенадцати-четырнадцати годам, вызван физиологическими изменениями в период полового созревания. Не стоит забывать о стрессах. Ведь в этом возрасте очень неустойчива высшая нервная деятельность.
– Существуют так называемые школьно обусловленные патологии. Какая из них у детей на первом месте?
Н.В.: В 2013 году патология органа зрения обнаружена у 16,3% учеников. Затем следуют патологии желудочно-кишечного тракта, на третьем месте – сердечно-сосудистой системы. Если проанализировать школьнозависимые патологии с 1 по 11 классы, то нарушение органа зрения увеличивается в пять раз: в первом классе показатель составил 7,1 на сто учащихся, а в одиннадцатом – 27. В течение последних восьми лет отмечается рост выявляемости нарушений не только органа зрения, но и патологии сердечно-сосудистой системы.
– Как в таком случае сохранить зрение ребенка, если в последнее время в школах активнее внедряются интерактивные доски, ноутбуки, планшеты? Кроме того, дети дома проводят немало времени за компьютерами и ноутбуками.
Ю. О.: У ребят чаще всего развивается близорукость, когда хорошо видят объекты, расположенные вблизи, и плохо – удаленные. Дети, а чаще всего взрослые замечают, что ребенок стал плохо видеть написанное на доске, сильно склоняет голову во время письма, щурится. Начинать профилактику снижения зрения у детей надо с самого рождения. И этот процесс должен быть комплексным, включающим не только медицинские, но и социальные аспекты. Через каждые двадцать минут работы первокласснику необходим десятиминутный перерыв, во время которого ребенок должен побегать, попрыгать, избавиться от нервного напряжения. Всем школьникам нужно обязательно давать отдохнуть через 25-30 минут после начала урока, делая различные упражнения для глаз. Кроме того, чтобы не допустить зрительного утомления, книгу лучше всего положить на подставку на расстоянии 35 см от глаз. Настольная лампа, как правило, ставится слева. Сочетание дневного и искусственного света вреда не несет. А вот соблюдение светового режима является обязательным.
Н. В.: Лампы в классе должны быть включены при пасмурной погоде. Но это нарушение довольно часто встречается в школах. Кроме того, жалюзи надо закрывать только при попадании в учебный класс прямых солнечных лучей. В противном случае их необходимо открыть. Не всегда это условие выполняется.
– Сколько времени школьник может непрерывно находиться за компьютером?
Ю. О.: До 5-6 лет – 10 минут, в начальной школе – 15 минут, 30 – в 5-7 классах и в 10-11-х допустим непрерывный час работы за компьютером. Но если в школе учитель может проконтролировать время работы за компьютером, то дома чаще всего дети предоставлены сами себе. Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой. Это также приводит к снижению зрения. Даже при посещении офтальмолога под кабинетом врача дети часто сидят с мобильными телефонами и планшетами. А это уже вопрос к самим родителям.
Важным составляющим в профилактике нарушения зрения является правильная рабочая поза за столом. Необходим стул с возможностью регулировки наклона спинки и высоты сидения, а также стол, соответствующий росту ребенка. Спинка сидящего должна прилегать к спинке стула, а локти – лежать на столешнице.
– Это же правило, насколько я понимаю, касается и профилактики нарушения осанки?
Е. С.: Неправильная поза за столом – разная нагрузка на позвоночник. Когда ребенок сидит правильно, мышцы спины не напрягаются, чтобы держать осанку.
Для предупреждения нарушений осанки и сколиозов в классе должны стоять не менее двух размеров ученической мебели. Если в течение года при контроле рассаживания выявляются изменения в росте, состоянии здоровья, есть ухудшение зрения, то ученик «должен» переехать за подходящий ему стол, а не за любой. Подбор мебели производится в соответствии с ростом детей. В последнее время в школах появляется ученическая мебель, регулируемая по высоте.
– В этом году в каждом учебном кабинете в соответствии с санитарными нормами и правилами появились конторки. Для чего они нужны?
Е. С.: Чтобы дети, уже имеющие нарушения осанки, могли сменить позу и тем самым снять напряжение с позвоночника. Время работы за конторкой регламентировано. Для учащихся 5-11 классов оно составляет 15 минут. В начальной школе в этом году обязательным стало наличие мебели с наклонной поверхностью. Поскольку в парте зафиксировано сиденье по отношению к столу, это позволяет поддерживать правильную рабочую. Вместе с тем детям надо больше двигаться. Не стоит забывать о том, что рюкзак должен иметь две шлейки. Если же ученик носит портфель в одной руке, то руку обязательно надо чередовать.
– Сколько должен весить портфель школьника?
Н. В.: Для учащихся 1-4 классов масса рюкзака не должна превышать 700 граммов, для остальных школьников – килограмм. Есть свои нормы и для учебников. Для учащихся 3-4 классов – 2 килограмма, 5-6 – 2,5, 7-8 – 3, 9-11 – 3,5 килограмма. В прошлом году мы проводили исследование в одной из городских гимназий. Взвесили рюкзаки пяти учеников одного из классов каждой параллели. Масса пустых превышала допустимую у 16% учащихся, масса комплектов учебников была больше нормируемой у 26% учащихся. Хочу заметить: школьники помимо учебников носят в своих ранцах всё, что угодно. Тем самым увеличивая общий вес рюкзака и нагрузку на организм.
– К школьнозависимым патологиям часто относят гастриты. Это тоже издержки процесса обучения?
И. Б.: Гастрит нельзя однозначно отнести к школьным болезням. В каждом учебном заведении организовано горячее питание. Кроме того, в некоторых есть буфеты, где ученик может дополнительно заказать себе обед. А вот родители не всегда мотивируют ребенка на то, чтобы тот завтракал дома и обедал в школе. Хотя именно семья своим примером должна прививать привычки к здоровому рациону. Школа в этом помогает. Например, в буфетах учебных заведений с начала нового учебного года ограничили продажу смаженок, сосисок в тесте и подобных блюд до двух раз в неделю.
– Иногда приходится слышать от родителей, что в школе у детей слишком большая нагрузка, а домашнее задание очень тяжелое. Каково мнение медиков по этому поводу?
Н. В.: Существует понятие максимально допустимой недельной учебной нагрузки, которая представляет собой сумму часов, затраченных на изучение учебных предметов и часов для факультативных занятий. Недельная нагрузка не должна превышать максимально допустимую и быть рационально распределена по дням недели. Для учеников 1-4 классов максимальные нагрузки должны быть во вторник, среду, в 5-11 классах –вторник, среду и пятницу. В расписании уроков предметы, требующие большого умственного напряжения, следует чередовать с более легкими. Объем домашнего задания также регулируется. Во втором классе его выполнение должно занимать до 1,2 часов, в 3-4 классах – до 1,5 часов, в 5-6 классах – до 2 часов, в 7-8 – до 2,5 часов и до 3 часов в 9-11 классах. Домашние задания первоклассникам не задаются в течение всего учебного года.
– Какие меры должна применить семья, а какие школа – для сохранения здоровья детей?
Н.В.: Все требования к учреждениям образования прописаны в санитарных нормах и правилах. Это адекватные учебные нагрузки, правильно организованный образовательный процесс, составленное расписание и двигательные режимы. Задача родителей – правильно подготовить рабочее место, следить за выполнением домашнего задания и укреплять здоровье детей. Не стоит перегружать ребенка секциями и кружками только ради того, чтобы он не болтался без дела. В старших классах школьники должны уже сами следить за своим здоровьем.