Уверенный взгляд и совершенно спокойное выражение лица…Со старинной фотографии на нас смотрит уроженка деревни Лаша Ольга Соломова – молоденькая учительница, которой судьба уготовила особенный путь. В годы Великой Отечественной войны ей пришлось стать организатором партизанского подполья в нашем регионе. Увидеть, как освободили Беларусь, девушка не успела. Она погибла недалеко от родного населенного пункта. Ей было только 23 года.  

DSC_3338.jpg
Памятник Ольге Соломовой в деревне Лаша.

Сегодня сведения о героической землячке хранятся в музее СПК имени Деньщикова, который находится в агрогородке Луцковляны. Есть в нем и поистине уникальные экспонаты, которые были переданы родными Ольги. Среди них редкие фотографии, воспоминания свидетелей, рушник, вышитый Соломовой и ею сотканное покрывало. Мы познакомились с этими артефактами благодаря заведующей музеем Маргаритте Пархомович. 

Тяжелое детство

…Ольга Соломова родилась 29 мая 1920 года в деревне Лаша в то время Белостокского воеводства, а ныне Индурского сельсовета. Она была старшей в семье, где воспитывали шестерых детей. Жили небогато. В своей автобиографии Ольга писала, что с ранних лет привыкла к труду, «работала по сезону у помещиков на полевых работах». Несмотря на большую загруженность по хозяйству, девушка стремилась выучиться, и ей это удалось. Она окончила 5 классов Лашанской школы. 

Из сохранившихся в музее воспоминаний Самуила Яковлевича Шварцмана, комиссара партизанского отряда «Звезда»: 

«Ольга росла в бедной крестьянской семье. В детстве испытала нужду и лишение, как сотни тысяч детей рабочих и крестьян, живущих под оккупацией буржуазно-помещичьей Польши. Безземелье и малоземелье, непосильные налоги, штрафы различного рода, низкие цены на сельхозпродукты, высокие – на промышленные товары душили крестьянина. Чтобы купить одну коробку спичек, надо было продать 10 яиц. К тяжелому экономическому положению ещё прибавились политическое бесправие, национальный гнет и массовый террор против широчайших народных масс. «Хамская мова, быдло, пошел вон» – были излюбленными словами оккупантов в обращении с белорусами. Солнце свободы засияло, когда в 1939 году Советская Армия протянула братскую помощь и освободила Западную Белоруссию».

Любимая учительница

В 1939 году, когда стали создаваться первые колхозы, открывались клубы, избы-читальни, Ольга создает в Лаше кружок художественной самодеятельности. Ее организаторские способности заметили и пригласили на учебу в Гродненское педагогическое училище. В 1940-м Ольгу приняли в ряды комсомола. В этом же году она была направлена на работу в начальную школу в деревню Ивановцы, а затем – в Конюхи. 

По воспоминаниям учеников и односельчан Соломовой, она была талантливым педагогом и искренним, открытым человеком. Статная, с красивыми длинными косами и всегда приветливая молодая учительница быстро нашла общий язык с детьми. В музее сохранились теплые довоенные фотографии со школьниками. Ольга Соломова вообще пользовалась большим авторитетом среди молодежи, поэтому сумела создать в деревне комсомольскую организацию, возглавила ее. 

Из воспоминаний Самуила Шварцмана: 

«В сороковом году народ избирает Ольгу Иосифовну депутатом Белостокского областного Совета депутатов трудящихся. Тогда я с ней впервые познакомился. Она дружила с другим депутатом – Любовью Притыцкой (это родная сестра Сергея Притыцкого). 

Однажды на празднике улицы выступал родной брат Ольги – Михаил Соломов. Он рассказал, что, когда провожал сестру в деревню, по пути Ольга сказала: если начнется война, она пойдет на фронт, чтобы с оружием в руках сражаться против злейших врагов Отечества и всего человечества».

Война…

Преподавательская деятельность закончилась стремительно. Ольга Соломова успела вместе с некоторыми учителями эвакуироваться в Мордовию в первые дни войны. Она могла спокойно пережить ее там, однако уже с 1942 года стала отправлять письма в Белорусский штаб партизанского движения и в Центральный комитет комсомола с просьбой направить ее на фронт. Настойчивость девушки победила: сначала Соломову вызвали в Москву, в Белорусский штаб партизанского движения, затем направили в спецшколу – готовить для работы в тылу врага. Кстати, в музее СПК сохранилось и такое уникальное фото, на котором наша землячка запечатлена вместе с другими девушками.  

1722337231682.jpg
В паке Жилибера в Гродно.

После окончания спецшколы она была направлена в Липчанскую пущу, в местоположение бригады Александра Невского. А 15 декабря 1943 года Ольгу утвердили секретарем Гродненского горкома ЛКСМБ. За ней были закреплены Гродненский, Скидельский, Сопоцкинский, Домбровский и Августовский районы для оказания практической помощи подпольным райкомам.

Подрыв вражеских эшелонов на железной дороге, участие в разгроме фашистских гарнизонов, пропагандистская работа среди населения, распространение сводок Совинформбюро… Казалось, по силам ей было любое поручение.

В докладной записке на имя секретаря Белостокского подпольного обкома ЛКСМБ Соломова сообщает, что она пробыла в районах Скиделя и Гродно с 14 ноября по 12 декабря 1943 года. За это время установила связь с членами ВЛКСМ, организовала шесть подпольных комсомольских организаций, два антифашистских комитета, создала одну диверсионную группу из местного актива, распространила силами подпольного комсомольского актива много советской литературы, организовала в пяти населенных пунктах чтение доклада Сталина. Кроме этого, Соломова запланировала в декабре 1943-го и январе 1944-го организовать не менее 4-5 подпольных комсомольских организаций в Гродно, создать диверсионные группы на табачной и фанерной фабриках, велосипедном, кожевенном заводах, антифашистские комитеты и т.д. 

Последний бой

В последние дни января 1944 года Соломова с группой партизан из Липичанской пущи вышла на очередное задание. В деревню Жорновка пришли ночью 2 февраля. Остановились в доме связного, немного отдохнули, и часть боевой группы отправилась дальше. А Ольга Соломова и Василий Бибич, планируя встретиться с местной молодежью, попали в засаду. Сколько могли, отстреливались… Первым от вражеской пули погиб Василий. Раненая Ольга продолжала стрелять по фашистам. Чтобы не сдаться врагу живой, последнюю пулю выпустила в себя. 

Маргаритта Пархомович показала нам редкое фото, на котором жительница деревни Жорновка Софья Живолевская показывает место гибели Соломовой и Бибича. 

После войны тела Ольги и Василия похоронили в братской могиле в парке Жилибера в Гродно. В память о смелой партизанке названы улицы в Скиделе, Гродно и Большой Берестовице. Памятники Ольге Соломовой установлены в ее родной деревне, а также в Конюхах и Жорновке на Берестовитчине. В Луцковлянской СШ именем Ольги Соломовой названа школьная дружина.